Так ли безобидна обида?

Раздел модерируется особенно строго, чтобы вместо лекарства не предложили людям яду

Модератор: Кризисный психолог

Марыся
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 3512
Зарегистрирован: 07 авг 2012, 14:56
Пол: женский
Откуда: г. Москва

Так ли безобидна обида?

Сообщение Марыся »

 
Друзья, вот очень хорошая статья по вопросу, так ли безобидно обижаться и таить в себе обиду https://www.pravoslavie.ru/put/75237.htm.
Диагностика отношений в сожительстве
Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 18710
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: Так ли безобидна обида?

Сообщение Delfina »

 
Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается - это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо.

Обида… Она может быть справедливой или несправедливой, но тогда, когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть. И благословен человек, который поймал себя на том, что живет в нем обида. А обижен он на ближних, обижен на жизнь свою, а есть такие безумные люди, которые на Бога обижаются. И о них у Соломона сказано: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Прит.19:3). Он обижается на Бога, потому что Господь чего-то ему не дал. Не дал ему власти, богатства, не дал здоровье, но это и есть скрытое проявление гордости. И у пророка Аввакума есть такие слова: «Презорливый, - то есть гордый, надменный - обидливый муж и величавый не успеет своя» (Ср.:Авв.:2:5). Смотрите, как удивительно: «презорливый» - гордый, надменный – понятно, это плохо; «величавый» – это тоже плохо, «обидливый» – тот, кто обижается – он не наследут благодать. И как же важно в духовной жизни осознать и понять, что то зло, которое живет в нас, оно ничем не исправляется, только покаянием и смирением.

И благословен человек, который под духовной жизнью понимает не только поклоны, не только акафисты, не только каноны, не только продолжительность богослужения, но имеет смирение и любовь. И когда мы смиряемся, и когда мы ни на кого уже не обижаемся, тогда в нашем сердце поселяется любовь, и тогда благодать Божия обильно почивает на нас. Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему. А сострадание и любовь – есть верное свидетельство того, что в душе человека живет Дух Господень, живет благодать. Да поможет нам Господь избавиться от гордыни и свидетельства гордыни – обиды, дабы мы полюбили ближнего, смирились сами и осознали, и поняли, что мы ничего не достойны, а если Господь что-то и дает нам, то только по Своей милости. И тогда мы всегда будем благодарить Бога. Благодарить за здоровье, благодарить за болезнь, благодарить за скорби, благодарить за радости - всегда благодарить Бога!



Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 18710
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: Так ли безобидна обида?

Сообщение Delfina »

 
КАК ПЕРЕСТАТЬ ОБИЖАТЬСЯ?

Когда я перестала обижаться, меня перестали обижать. Скажете: такого не бывает. Как можно не обижаться, когда задели за «живое»? Если разобраться в истоках происхождения обиды, то, полагаю, обижаться станет незачем.

Итак, что же в нас сидит такого, что не позволяет нам простить своих обидчиков? Простить значит не оставить осадка в душе, продолжать свободно общаться с человеком. Или, если хотите, не общаться вообще, но в то же время относиться нейтрально, и не думать о нем плохо.

УЯЗВЛЕННОЕ САМОЛЮБИЕ.

Не оценили вас так, как мы этого хотели, или просто незаслуженно обвинили. Но мы-то знаем, что не такие уж и плохие. Вот и терзаем себя мыслями и проклятиями в адрес обидчика.

«Грызем» свою душу, уверяя себя в правоте. А стоит ли доказывать самому себе очевидное? Думаю, все согласятся, что это безполезное занятие. Каждый и так знает себе цену. Ну, а осудившему вас можно сказать: «Мне жаль, что вы так обо мне думаете», «Жаль, что мы не поняли — друг друга». И тем более не надо не занижать свою самооценку. Каждый просто остается при своем мнении.

ГОРДЫНЯ и САМОМНЕНИЕ.

Постарайтесь, отбросив чувство собственного превосходства, стать на сторону партнера. Помните: не в гордости сила человека, а в его великодушии. Обидчик, если он нормальный человек, как правило, сам осознает, что погорячился. Ну, а если он непорядочный человек, вы все равно таким ничего не докажите.

Перестаньте сами себя считать, что вы чем-то лучше других людей, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки.

Да и люди не любят гордых, высокомерных, заносчивых людей и относятся к ним негативно. Зачем вам портить из-за этого отношения с людьми? Не надо плодить врагов и недоброжелателей там, где их может не быть, они и так сами по себе появляются без нашей помощи.

Просто старайтесь хорошо думать о людях, ищите в них хорошее, а если его нет, то просто будьте равнодушны и отойдите от них. Каждый сам за свои недостатки даст ответ перед Богом.

НЕУМЕНИЕ ПРИЗНАВАТЬ КРИТИКУ и СВОИ ОШИБКИ.

К примеру, вам говорят: «Вы опоздали на работу. Вы сделали ошибку. У вас плохое настроение. Вы много едите. Вы толстый». Вы обижаетесь и злитесь не желая принимать действительное.

Учитесь мирно и спокойно, и даже с благодарностью признавать свои ошибки.

Это очень важное умение, оно очень помогает в жизни, избавит вас в будущем от более серьезных ошибок и проблем, помогает человеку развиваться и идти дальше, помогает сохранить семейные отношения и своих друзей. Согласитесь это не мало.

Научитесь отвечать «да». Того же «да» касаются любые упреки в вашу сторону. Как вы думаете, интересно ли будет собеседнику вас «жалить» и надолго ли его хватит, когда вы со всем соглашаетесь? Как правило все прекращается, и эти люди просто уходят от вас и уже больше к вам приставать не будут

НЕОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ.

Нередко мы ожидаем от человека выполнения данных им обещаний, определенных действий, поступков, слов, совершенно не присущих ему в силу свойственных *** характера, такта, воспитания, образования…, обижаясь на неисполнение надуманного нами. Старайтесь на все смотреть как можно проще, не воображая того, чего нет. Не надо быть категоричным и требовательным, надо быть добродушным.

Вы же лично себе прощаете все ваши неудачи, ошибки, или то, что вы не успели сделать, нарушение своих планов, вот и ближним своим тоже учитесь всё по доброму прощать, и не требовать от них невозможного!

Не надо ничего ждать и требовать от людей. Люди есть люди, они могут забывать свои обещания или просто не способны их выполнить. Будьте Великодушны.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ.

На разных людей одна и та же ситуация оказывает разное воздействие. Дело вовсе не в том, кто что сказал и совершил, а как мы отреагировали, как восприняли информацию. Спокойное восприятие без раздражения — это всего лишь дело каждодневной «тренировки». И, по сути, мы сами принимаем решение — быть обиженными.

А многим из нас нравится быть обиженными и этой своей обидой что-то доказать своим ближним, настоять на своём. Это неправильно так в доме или в семье теряется мир. А мир дороже всего.

Многие люди не понимают того, что Мир душевный, покой это большой и особый Дар Божий! Люди настолько привыкли к покою, что не дорожат им и не ценят его и не Благодарят за это Господа.

Многие наивно думают, что покой и хорошее настроение в душе якобы появляются сам собой и Бог здесь вообще ни при чём, а между тем, если Господь по каким-либо причинам отнимает мир душевный от человека то человек сразу же, становится безпокойным, в него вливается уныние, тоска и он уже нигде не может найти себе места, ему становится плохо, даже дома ему тяжко.

Потому, давайте дорожить душевным миром и благодарить за это Господа, и всегда помнить, что если, на душе мир и доброта, то это значит, что Господь с нами.

А если не стало мира, в душе появилось обида, злоба, раздражительность, плохое чувство к людям, уныние это значит, что Господь нас оставил и к нам приступил диавол. Это значит, что мы совершили какой-то грех мы не правы.

Мир внешний тоже чрезвычайно важен для человека. Мир с соседями. Если соседи дурные люди, вы не сможете жить рядом с ними, они просто не дадут вам житья.

Если нет мира и хороших отношений на работе с коллегами и с начальством вы не сможете нормально работать и потому уволитесь. Потеряете свою работу.

Если нет мира и добрых отношений между родственниками, вы перестанете родниться и общаться с родней. А в одиночку, без помощи родни тяжело жить на земле.

А самое главное, если нет мира в семье, постоянно происходят: ссоры, скандалы и ругань - семья распадается, дети останутся без отца, жена без мужа, муж без семьи, жены и детей – всем будет плохо. Вот. Что такое, когда Бог оставляет семью и дом.

Это большая беда, которая ломает людей и многих губит. Мужья обычно спиваются, начинают гулять и блудить, жены тоже начинают искать любовников, дети, предоставлены сами себе и потому, попадают на улицу, в дурные кампании и портятся.

Господь сказал в Евангелие: «И как вы хотите, чтобы люди относились к вам – так и вы поступайте с ними».

Вы же внутри себя хотите, чтобы вас понимали и прощали.

Так и вы научитесь не обижаться и быстро мириться со своими ближними.
Научитесь прощать своих родственников и друзей, иначе вы их потеряете.

Екатерина Васильва.
Народная артистка России.
Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 18710
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: Так ли безобидна обида?

Сообщение Delfina »

 
Совсем «не чувствовать» обиды невозможно. Весь вопрос в том, как к обиде относиться. Скажем, нас всех кусают комары и иногда какие-то другие насекомые, и мы все знаем такую закономерность: если этот укус оставить в покое, то он через какое-то время проходит. Но он чешется. И если мы начинаем это место расчесывать, то спустя какое-то время у нас вместо этой маленькой точечки появляется огромный волдырь, а если еще при этом у нас были грязные руки, то порой начинается даже какое-то заражение. Вот то же самое происходит с обидой: если мы стараемся простить и забыть ее, то она постепенно из нашего сердца уходит, если же мы сами себя растравляем – порой даже не ненавистью к другому человеку, а просто жалостью к себе, то эта обида становится все сильней и сильней.

Есть очень хороший навык, который дается с трудом и очень легко по невнимательности из нашей жизни уходит. Это навык - все в своей жизни предавать Богу. Вот обидел меня кто-то: можно сказать, что с этим надо разобраться, и так мы чаще всего и поступаем. А можно поступить гораздо мудрее и милосерднее по отношению к самим себе. Можно сказать: да, меня обидели, но с этим Господь разберется. Когда же мы сами пытаемся отплатить за то худое, что нам сделали, то Господь лишает нас Своей помощи, и потом нам еще достается за эту нашу самочинную расплату. А если мы оставим все на Его волю, на Его усмотрение, Он, безусловно, все и устроит Сам – к нашей пользе и нашей радости. У нас для этого не хватает терпения, поэтому мы этого и не видим.

игумен Нектарий (Морозов)
Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 18710
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: Так ли безобидна обида?

Сообщение Delfina »

 
ПОЧЕМУ ОБИЖАТЬСЯ – ГРЕХ?


ХИТРЫЙ ГРЕХ


Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида. Но невозможно себе представить, что преподобный Сергий Радонежский, уходя с горы Маковец из-за того, что его ученики повели себя не по тому духу, ради которого он устраивал обитель, делал это потому, что обиделся. Он мог иметь намерение никогда не вернуться, если его ученики не исправятся, но и в этом случае исходил бы в своих действиях не из обиды. Им руководила не греховная человеческая воля, но Божья воля.

И апостол Павел нам говорит: «Если возможно, будьте со всеми в мире». Это не значит – со всеми в общении, в единомыслии. Если общение не складывается, противоречия непреодолимы, вы, смиряясь со своей ограниченностью, отойдите, но — в мире. Чувство обиды рано или поздно должно быть побеждено.

Бороться с обидой непросто, как с любым грехом. Но в случае с обидой порой даже не всем очевидно, что вообще надо бороться. Потому что когда человек обижается, он считает пострадавшим себя и занимает выжидательную позицию. Ему кажется, раз его обидели, это у него должны просить прощения, да и перед Богом каяться в своей грубости, резкости и пр.

А вот Христос говорит, что обида – не просто грех, а такой грех, который лишает человека даже возможности надеяться на прощение собственных грехов! «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11;25-26).

Получается, пока мы считаем свою обиду «справедливой», мы ни о чем не можем просить Господа, даже о прощении собственных грехов — до тех пор, пока сами не оставим своих претензий, своих судов и не отдадим суд Богу.



Невозможно не то что причащаться, но даже готовиться к Причастию, читать молитвы ко святому Причащению в состоянии упорствующей обиды в душе, пока мы продолжаем предъявлять счета обидчику. Ведь эти молитвы предваряют слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел).

ФАКТОР БОГА

Обида закрывает нас и от людей, и от Бога. Поэтому, как только вы обиделись, действуйте: помолитесь за обидчика. Через нехочу, даже если это будет просто автоматически. С точки зрения мирской логики – это нонсенс, в крайнем случае – парадокс. Но такие уж мы, христиане, парадоксалы. Еще апостол Павел отмечал: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4;12-13).

Этот закон – юродство для мира, он – вопреки всем рассуждениям о правах и достоинстве. И все-таки вы попробуйте! Встаньте перед иконой и положите за человека поклон со словами: Боже, помилуй вот этого человека (имя).

Пусть все в вас протестует против таких слов. Но если вы это сделаете, вы поступите не по своей воле, но по воле Божией. Это послужит вам утешением, а Бог не замедлит. С момента такой молитвы вы уже не одни в своем прошении, вы даже не своими силами пытаетесь разрешить ситуацию, с вами – Бог. Он начинает действовать. Приходит благодать Божия и смягчает сердце. И ваше, и «обидчика».

Если вы будете молиться за обидевшего вас, вы обязательно ощутите разницу между отношением из состояния обиды и тем отношением к человеку, которое рождает молитва за него. Вам станет легче переносить его резкости, острые углы. Да и сам человек, за которого молится тот, кого он обидел, может измениться. Так действует заповедь – подставь вторую щеку, останови зло на себе, не передавай по цепочке. Тебя обидели, ты молишься за обидчика, желаешь ему добра, здравия и мира. И благодать Божия подается обоим.

Молитва меняет сам фокус восприятия «обид». Появляются вопросы: а может, я тоже кого-то в жизни обидел? Может, тоже ранил чью-то душу, и она все болит?

Многие вроде на словах все это знают, но совершенно недооценивают. Люди часто жалуются на то, что Бог «не слышит» их молитв. А может, потому и «не слышит», что сами-то мы не можем простить, отпустить, держим в должниках, считая себя несправедливо обиженным, и даже ждем, когда Бог нашего должника накажет. Может, потому и наша молитва к Богу недерзновенна?

Заповедь о любви к Богу и ближнему неразделима. Обижаешься, злишься, значит – не любишь ближнего, значит, и Бога не любишь, — так апостол любви Иоанн Богослов говорит.

Можно даже проверить себя: если не идет молитва, на сердце холодно, и не потому, что устал, забегался, может быть, это от того, что есть груз на сердце, обида на человека не дает молиться?


ОБИДЧИВОСТЬ – КАК ЗАРАЗА

Обида – грех, потому что цепляет к себе, связывая в тяжелый узел, сразу несколько греховных состояний: осуждение, злопамятство и мстительность. И если месть в действии человеку внимательному еще удается проконтролировать, то с осуждением сложнее. Ведь сама обида основывается на сознавании некой правды в своей обидчивости. На нашем понятии справедливости.


Но наша правда – человеческая, порой, слишком человеческая. А есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам представляется. Ведь Богу открыты все тайные мотивы, причины дел рук человеческих, а нам не открыты. Мы видим часть, а Он – все сразу. Доверимся Богу. Раз Он попустил в отношении нас «несправедливость», лучше займемся поиском смысла или тихо потерпим. Когда удается вот так выстроить иерархию мнений: сначала Божьего, потом своего, обиды становятся тише.

Есть старый, но утешительный святоотеческий рецепт: когда мы страдаем от обид, причем именно несправедливых, если примем это с миром, потерпим, нам и наши грехи, о которых мы и забыли, оставятся.

Многие святые отцы считали перенесение обид тестом на истинное христианство. Терпишь обиды с мирной душой – что ж, не зря постишься-молишься, творишь добрые дела. Значит, ты делаешь это ради Христа, а не по тщеславию.

Святой Силуан Афонский вообще говорил, что мы – только тогда христиане, когда выполняем заповедь о любви к врагам. А эта евангельская максима начинается с терпения обид. Не случайно Христос в Евангелии ставит заповеди о любви к врагам и о молитве за обижающих в один ряд, через запятые: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5: 44).

Если нам к этому не стремиться, объяснять все собственной ранимостью, у нас в душе образуется навык, греховная привычка самооправдания. Обидчивость как зараза укоренится в жизни, цепляясь ко всем ее обстоятельствам.

Обидчивость и для самого человека, и для окружающих его людей может стать мукой. Если в семье, например, муж или жена страдают обидчивостью, это отражается на всех членах семьи. В этом случае обидчивость становится еще и средством манипуляции, психологического шантажа, вызывая у близких чувство вины и толкая часто на неправильные действия.


ОТОЙДИТЕ С МИРОМ

Говорить о своей обиде человеку можно только тогда, когда вы сами успокоились. Если вы раздражены, оскорблены, огорчены, злитесь, вы неизбежно будете осуждать человека, упрекать его и ничего доброго ваш разговор не принесет.

Если родители в раздражении говорят ребенку правильные слова, ребенок эти слова не усвоит. Если они в гневе наказывают его, это наказание принесет только вред. Ребенок видит, что хотя родители и наказывают его за проступок, сами в этот момент грешат другим грехом, поэтому их вразумление его не исцеляет. Он просто покоряется силе, пока.

Но если с помощью молитвы вам успокоиться удалось, вы можете попробовать поговорить с человеком. Человек будет чувствовать, что за вашими словами стоит не раздражение, не страстность, а смысл, и может прислушаться к вашим словам.

Но бывает, что поговорив, с человеком приходится расставаться. Расстаньтесь с миром. Порука – ваша спокойная совесть. У многих святых отцов есть такой совет, что порой лучше расстаться с человеком. Например, настоятель монастыря пришел к выводу, что некий брат, если останется в монастыре, для себя получит большую пользу, но братии принесет большой вред. В этом случае настоятель может принять решение выбрать пользу братии и расстаться с братом.

«Милосердие.ru» Православный портал
о благотворительности и социальной деятельности
Ответить

Вернуться в «Рецепты, методики и полезная информация»