5 ШАГОВ К РАДОСТИ!

Раздел модерируется особенно строго, чтобы вместо лекарства не предложили людям яду

Модератор: Кризисный психолог

Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 18736
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

5 ШАГОВ К РАДОСТИ!

Сообщение Delfina »

 
5 ШАГОВ К РАДОСТИ!

Как же обрести подлинную радость жизни?

1.Первый шаг – это покаяние, то есть осознание своих грехов, неправоты перед Богом и ближними и искреннее желание исправить свою жизнь. Этот шаг любому человеку сделать труднее всего, потому что в силу каких-то достоинств почти невозможно познать и признать свои слабости. У кого-то два высших образования, кто-то занимает ответственный пост, имеет постоянный высокий заработок или очень красив собой. Иной ничем из вышеперечисленного не обладает, при этом ленив и слабоволен. Но лишь через самопознание человек может обрести подлинную радость жизни...

На самопознание нас может настроить внимательная регулярная исповедь, которую лучше всего вести по десяти заповедям Божиим. Нужно без саможаления посмотреть на себя и увидеть, чем я согрешаю против каждой из заповедей. У всякого наберется немалый букет грехов, который не благоухает, а наоборот – распространяет смертоносный запах и делает безрадостной нашу жизнь и жизнь окружающих, а иногда превращает её в кромешный ад...

2.Второй шаг – нужно научиться искренне прощать тех, кто нас вольно или невольно обижает. Без такого прощения невозможно отпущение наших грехов, наше собственное покаяние. Господь об этом очень ясно говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Обычно находится тысяча отговорок, чтобы доказать свою правоту и не простить. Но при всей нашей борьбе за правду мы теряем самое ценное в жизни – радость, и в итоге получается, что мы неправы. Как сказал одному человеку некий мудрец: «У тебя много правды, слишком много правды, но мало милости, а значит, ты неправ». А святой апостол Иаков пишет: «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13).

Посыплется множество возражений, что так невозможно жить; если будешь всем прощать, то останешься гол как сокол. Действительно, большинство из нас, имеющих слабую веру, вряд ли могут понести такую меру прощения. Но, по крайней мере, к этому нужно стремиться и учиться поначалу прощать хотя бы в мелочах, иначе печать обиды отразится на нашем лице и там никогда не появятся проблески радости.

3.Третий шаг – это приучение себя к творению добра не только по долгу профессии или службы, но к бескорыстному милосердию в свое свободное время. Это один из самых деятельных способов привлечь в свою жизнь Христа. Господь всегда дает всесильную помощь тем, кто бескорыстно помогает другим. При этом бывает двойная радость: радуются те люди, которым мы помогли, и мы сами, естественно, радуемся, что смогли их поддержать.

Ныне безвозмездная помощь постепенно становится редкостью. На первом месте у большинства находится выгода. Стоит проявить хоть немного бескорыстия и милосердия в отношении других – и сразу нашу жизнь освятит радостью Сам Христос.

4.Четвертый шаг к радости – отвыкнуть от недоброй привычки постоянно осуждать других людей, даже тех, которые действительно заслужили осуждение. К этому нас тоже призывает Христос Спаситель: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2). Почему еще нельзя судить других людей? На этот вопрос отвечает преподобный старец Порфирий Кавсокаливит: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница, смирившаяся и покаявшаяся, – намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

Опять же многие возразят: «Так что, пусть зло процветает, если никого нельзя судить?» Нет, конечно, со злом надо бороться, но приемы борьбы бывают разные. Когда мы боремся с ним физически или через словесную брань, то зло, как правило, имеет тенденцию еще более распространяться. Как показывает жизнь, не всегда клин клином вышибают. Святой апостол Павел призывает: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:18–21). Почему дается такой совет? В жизни все так Богом премудро устроено, что самую большую радость человек испытывает не тогда, когда он побеждает других, а когда побеждает самого себя, собственную лень, нерадение, грехи и страсти. Все христиане имеют возможность в этом убедиться, когда на исповеди не других обвиняют в личных проблемах, а искренне каются в своих грехах.

5.Пятая ступень к радости – это молитва. Некоторые идут на молитву в храм, как на каторгу. Дома нас одолевает лень, и, чтобы не молиться, мы находим себе множество всяких дел. Если же и стоим на молитве, то ум постоянно рассеивается на второстепенные предметы. У кого нет опыта молитвы, тот с недоумением спросит: «Какая на молитве может быть радость?» Но на самом деле именно она-то и дает великое утешение. Ведь молитва – это не какой-то психологический аутотренинг, как думают люди неверующие, а невидимая связь с источником нашей жизни – Богом. Лишь в беседе с Ним мы можем почерпнуть вдохновение на все наши обычные дела. С молитвой любое дело, пусть даже самое трудное, идет легко. И наоборот, без нее самое простое дело становится невыносимо сложным. Вот почему так важно читать дома утренние и вечерние молитвы, не забывать о молитве перед едой и после еды, перед началом важного дела. Особенно необходимо в каждый воскресный и праздничный день приходить в храм Божий. Здесь благодаря совместной молитве с другими людьми усиливается и наша молитва многократно. И, пожалуй, почти невозможно увидеть человека, который бы выходил из храма после богослужения со скорбным лицом. Одним из важных плодов молитвы является несказанная радость, которая несравнима с тем, что может нам дать этот мир со всеми его увеселительными учреждениями.

Архимандрит Маркелл (Павук)
Диагностика отношений в сожительстве
Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 18736
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: 5 ШАГОВ К РАДОСТИ!

Сообщение Delfina »

 
МЫ НЕ ВЫНОСИМ СЧАСТЬЯ
О наших больных душах
Архимандрит Андрей (Конанос)



Окончание. Начало см.: «Благодарю!»

Вот кто-нибудь говорит:

— Я, отче, развелся (я поругалась с мужем; жена меня отталкивает; мы собираемся развестись). Как же нам быть довольными?

Но и в этом случае, если вложить свои проблемы в Божий ум и помолить Бога, чтобы Он открыл тебе Свою мысль, то Он сделает так, что ты поймешь, что и за всё это ты должен сказать: благодарю!

Уверяю тебя. Ты наверняка не сможешь сказать этого сегодня, потому что просто не сможешь. Ведь когда рана еще свежа и расставание произошло совсем недавно, то бывает выше твоих сил понять, что даже это было тебе во благо, т.е. случившееся с тобой. Уверяю тебя, я тебе говорю правду. Это — благодеяние. «Благодарим Тебя за все благодеяния видимые и невидимые».

Всё в жизни — дар от Бога

Всё в жизни — дар от Бога. Только ты не взглянул на вещи с нужной стороны. Ты не разглядел их.

— Моего мужа по полгода нет дома, он в дальнем плавании. И в чем я провинилась, чтобы лишаться его, сидеть в одиночестве, тосковать? — говорила одна женщина.

Потом старец Паисий поговорил с этой женщиной и пожурил ее за неблагодарность, поскольку она кое-что забыла:

— Ну почему ты такая? Помнишь, когда была молодой, как ты говорила: «Боже мой! Я хочу стать монахиней. А почему бы мне не стать инокиней и не посвятить себя Тебе?» Разве ты этого не говорила?

— Говорила, но потом ведь победило другое: «Выйду-ка я замуж, потому что не могу так больше!»

— Хорошо. Вот Бог и услышал твою молитву, когда ты сказала, что хочешь и того и другого и не знаешь, что выбрать. А ты сейчас недовольна.

— А как же мне быть довольной, если мужа нет по полгода?

— Но разве ты не молилась, что хочешь стать монахиней, а потом стала колебаться: «Выйти замуж или стать монахиней?» Вот тебе и ответ от Бога.

И женщина была потрясена и вспомнила, что в молодости действительно молила Бога, чтобы Он послал ей одно из двух, но не знала, на что решиться, и Бог сделал ее инокиней на полгода. Потому что, когда муж был на корабле, она сидела с детьми одна, как посвятившая себя Богу, служению ближнему и самопожертвованию, а другую половину года жила как супруга с супругом и детьми, вела нормальную семейную жизнь, так как муж был с ней.

И она сказала:

— Ой, вы правы!

— Ты вместо того, чтобы негодовать, — сказал ей старец, — думай!

Некоторые люди не выносят радости. Просто не выносят ее

Если размыслишь как следует, если просветится твой ум, помраченный скорбью, депрессией, тревогой, усталостью, этим ропотом и спешкой, свойственной тебе… Потому что некоторые по привычке постоянно думают о неприятных вещах: так они привыкли и так научились. Некоторые люди не выносят радости. Просто не выносят ее. Подаешь им радость, а они не могут понять, что Бог подает им радость, они ее не ассимилируют и глубоко в душе не хотят ее. Я не вру. Ты говоришь:

— Да может ли быть, чтобы кто-нибудь не хотел радости? Ты это серьезно? Мы же все за это и боремся — за то, чтобы радоваться!

Да, но когда радость придет и станет искать тебя, некоторые вдруг начинают ощущать себя в большей безопасности, когда у них проблемы, чтобы ими заниматься, потому что проблемы заполняют их жизнь («Чтобы нам было чем заняться!»). Они могут устроить ссору просто от нечего делать, чтобы день прошел. Люди не могут свыкнуться с миром и спокойствием, с исчезновением проблемы, и то и дело видишь, как у кого-то решается проблема, а он тут же начинает искать новую и сам себе ее создает. Не по своей активности или креативности, а просто из недовольства, засевшего в нем, которое опять ищет себе пищу. Человеку хочется, чтобы ему дали пищу для недовольства, он ее ищет.

Меня впечатлило, как один человек хотел жениться и всё негодовал:

— Бог мне не помогает, Он мне ее не посылает, что же будет?

Я сказал ему:

— Да ладно тебе, дитя мое, не делай этого. У Бога есть Своя причина, и всё это выйдет к добру!

И вот прошло время, он всё так же негодовал — и вдруг нашел девушку, насчет которой Бог указывал, что всё сложится хорошо. Он мог создать успешный союз, но вместо этого снова стал негодовать:

— Не могу в это поверить! Это невозможно! Разве может быть, чтобы всё было так хорошо? Что-то мне говорит, что этот союз ни к чему хорошему не приведет!

— Ну что ж, извини, — сказал ему я. — Ты столько молился, чтобы это случилось! И вот теперь всё может получиться, Бог посылает тебе решение проблемы, а ты стоишь на своем. Ты опять недоволен, ноешь, отталкиваешь свое счастье, идущее к тебе в руки, т.е. ты ищешь несчастья, изолированности и тоски. Ты их попросту ищешь.

Что-то случилось с нашей душой. Я не знаю — мы что, не хотим счастья, нам что, оно не нравится? Мы не выносим счастья, сказал как-то один духовник своим духовным чадам, потому что — возьми лист бумаги. Возьми и ты лист бумаги, и это не какой-нибудь рецепт счастья, а просто запиши те блага, которые, если задуматься, ты увидишь, что они — великие дары Божии в твоей жизни. Запиши их, чтобы посмотреть, сколько их у тебя соберется. И если их суммировать, то ты поймешь, что всё это должно доставлять тебе огромную радость.



Я тебя спрашиваю, посмотри мне в глаза: почему ты не излучаешь радость? Почему ты не радостен? Ведь посмотри, ты же записываешь тут — и хорошо делаешь, что записываешь: «Благодарю Бога, что у меня есть вот это мое здоровье, есть семья, дети, хорошая супруга (хороший супруг), деньги, дом, автомобиль, тепло, работа, дача, родные, люди, которые нас любят, помогают, хорошие друзья, близкие и соседи», — и т.д. А один ребенок благодарил и за свою собачку — да, благодари Бога и за это! «У меня есть собачка, котенок». Что же теперь сказать: если это собачка, то ее надо вычеркнуть из списка? Ты ведь и ее любишь.

И вот ты благодаришь Бога за столько всего, то есть у тебя столько причин испытывать радость, утешение и счастье. А счастлив ли ты?

Этот духовник сказал им, чтобы они составили список и записали Божии дары в своей жизни, чтобы потом их перечитывать:

— Когда на вас найдет вот это недовольство и тягота, читайте этот список и говорите: «Как ты смеешь быть недовольным?»

Один из этих чад был подуховнее и записал: «Благодарю Бога, что у меня есть возможность молиться!» Другой благодарил за то, что может причащаться. Он думал и говорил: «Как же ты смеешь быть недовольным, если причащаешься? После того как исповедуешься, ты еще жалуешься? Ты можешь читать Евангелие, видишь, что Христос говорит о любви, смирении и становится твоим Другом, и у тебя опять есть жалобы? Ну, что же это такое?»

«И когда на меня накатывали эти трудные минуты, — говорит он, — я всегда брал этот лист, читал его и говорил себе: “Спустись на землю! Стыдно плакаться и быть неблагодарным. Это же огромный грех”».

Душа, не благодарная Богу, больна

Душа, не благодарная Богу, больна. Бог тебя за это не наказывает и не мстит, но боюсь, что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, если хочешь получить еще какие-нибудь дары от Бога, то надо сначала благодарить за те, которые у тебя есть, чтобы Бог увидел, что ты их оценил. И когда Он видит такие радостные души, трепещущие от радости, счастья и признательности, тогда подает и другие дары: «Возьмите, дети, возьмите!» Когда Он видит, что у тебя глаза сияют от Его даров, тогда подает и другие, потому что говорит: «А почему бы не дать ему? Этот ребенок берет дары, радуется им, благодарит Меня, прославляет и не бывает неблагодарным!»

Я прихожу в недоумение, когда вижу пары, например, супругов, которые наслаждаются радостью любви и не благодарят Бога за это, не чувствуют себя счастливыми. Что ты говоришь? Бог дал тебе женушку, детей, здоровье, у тебя есть любовь, радость — разве этого недостаточно, чтобы возблагодарить Бога? За то, что ты живешь в этом супружеском союзе, когда твои друзья не могут создать семью. Они уже упустили время, у них от этого начались проблемы, трудности, а ты наслаждаешься такими дарами — и не радуешься, и не скажешь Богу: «Благодарю!» — а постоянно негодуешь.

Если Бог видит, говорит святитель Иоанн Златоуст, что ты не ценишь даров, тогда Он не может дать тебе других. Не оттого, чтобы у Него их не было, просто — что ты будешь с ними делать? Это как мать, которая готовит вкусную еду, но видит, что дети ее не едят. Отодвигают от себя. А она хотела вечером приготовить что-то еще: пирог, пиццу, пирожные, паштеты, — и говорит себе: «Что же мне делать? Хочу это приготовить, но они ведь не понимают, спасибо не говорят, не радуются, они этого вообще не едят, оно им не в радость».

У тебя чего-то нет потому, что ты не можешь удержать того, что имеешь

Вот причина, по которой у тебя чего-то нет. У тебя чего-то нет потому, что ты не можешь удержать того, что имеешь. Это правда. Я тебя огорчил, даже немного обидел, но это правда. Ты никогда не должен негодовать.

Знаешь, зачем я тебе всё это говорю? Чтобы у тебя открылись глаза. Чтобы произошло то, о чем замечательно говорит старец Паисий, — духовное пробуждение. Чтобы ты проснулся, как по сигналу будильника, и сказал: «Где же я обитаю, дитя мое, где живу? Я погрязаю в своей слепоте, не вижу Божиих даров, я неблагодарный человек!»

И чтобы ты сходил на какое-нибудь кладбище, прошелся по нему, зажег лампаду на незнакомой могиле или свечу и наконец сказал: «Я живой! Я хожу, у меня есть возможность выбирать, каяться. Я могу жить, делать столько всего, совершать попытки, быть активным, исправиться».

Один человек вышел из дому и посмотрел на сосну в своем дворе. От нее к нему зашагал котенок. И человек этот стал смотреть на людей, как они идут по своим делам, а потом сказал мне:

— Я вдруг ощутил себя самым счастливым человеком на свете!

Его спрашивали:

— Что с тобой?

— Я увидел сосну, увидел солнце, дарующее свет новому дню, и растрогался.



А ты никогда не бываешь растроганным. Потому и не радуешься, что не научился удивляться.

Всё может стать источником удивления, радости, без малейшей рутины. От одного того, что я вижу тебя и слышу и что вхожу сейчас в контакт и общение с тобой благодаря этой передаче, из меня должны исходить волны благодарности и радости, потому что я общаюсь с людьми. Разве этого мало — видеть Божие творение, создание Его любви, людей, тварь, всё?

Нам надо взглянуть на некоторые вещи по-другому, поблагодарить Бога за то, что у нас есть, предощутить будущее, спросить Его и сказать: «Господи, я где-то слышал, — сказать Ему в своей молитве, — я где-то слышал, что есть определенные тайны, которые, если я узнаю их, научат меня благодарить и за те неприятности, которые Ты подал мне и которые, если я вникну в них, то пойму, что они вовсе не неприятны».

Но только надо сначала поблагодарить за те дары, которые Бог дает тебе, и тогда душа твоя станет мягкой, сердце — более восприимчивым, ты обнимешь всё и поймешь, что всё можно объяснить и превратить в источник радости и счастья.

И скажу тебе: ты заслуживаешь того, чтобы быть радостным! Жаль ведь, чтобы годы жизни проходили у тебя в тоске, плаче, унынии, рутине. Жизнь прекрасна, только она нуждается в духовном пробуждении, любомудрой мысли, любочестном усилии, смирении и просветлении от Бога, — и дай Бог, чтобы мы из всего этого что-нибудь поняли!

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Православен Свят

29 мая 2018 г
Ответить

Вернуться в «Рецепты, методики и полезная информация»