О прощении

Раздел модерируется особенно строго, чтобы вместо лекарства не предложили людям яду

Модератор: Кризисный психолог

Другиня
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 6684
Зарегистрирован: 19 янв 2009, 20:01
Откуда: Москва

О прощении

Сообщение Другиня » 04 июн 2009, 19:15

В этой теме рассмотрены следующие вопросы:
- Почему необходимо прощать?
- Как нужно прощать?
- Что значит простить?


Почему необходимо прощать?

Чтобы наше покаяние было истинным, мы должны прощать обиды нашим друзьям и нашим врагам. В Новом Завете многократно отмечается необходимость прощения. Например: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мф. 11,25); «прощайте, и прощены будете» (Лк.6,37); «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32).
Предположим, что в какой-то ситуации с нами поступили несправедливо. Хотя бы потому, что мы приняли ложное внутреннее решение (проклятие), которое теперь влияет на наше поведение и является корнем греха. Замечено, что большинство негативно окрашенных ложных решений принимается на фоне чувства обиды, горечи или страха. Сила обиды является мерой решимости следовать этим внутренним проклятиям: «Ах, так!? Ну, тогда я теперь всегда буду или всегда не буду делать то-то и то-то». Чем сильнее обида, тем тверже решение, тем сложнее от него отказаться.
В зависимости от своей внутренней позиции мы можем реагировать на обиду по-разному. Когда наша внутренняя позиция — «Я+(хороший) Ты—(плохой)», то все существо требует возмездия и торжества справедливости, что само по себе является естественным желанием (вспомним хотя бы правила Ветхого Завета: «око за око и зуб за зуб»). Однако если по объективным причинам нельзя было наказать обидчика, и тот спокойно удалился и избежал возмездия, а теперь просто физически невозможно отплатить ему, то что же происходит с ущемленным чувством справедливости?
Мы подсознательно пытаемся смоделировать похожую ситуацию и наказать другого человека, которого помещаем на место своего обидчика. При этом удовлетворяется внутреннее проклятие, которое мы восприняли когда-то. Однако чувство обиды не становится меньше, ведь оно направлено не на этого, а на другого человека; а внутреннее проклятие, связанное с чувством обиды, требует нового подтверждения. В случае, когда наша внутренняя установка - «Я— Ты+», мы (не отдавая себе в этом отчета) имеем тенденцию провоцировать ситуации, при которых снова и снова переживаем чувство, что это с нами что-то не в порядке, мы во всем виноваты и достойны подобного обращения. Чувство справедливости удовлетворяется тем, что человек как бы доказывает сам себе, что с ним обошлись заслуженно, это он был неправ. Таким образом, подтверждается внутреннее решение о себе самом и о других людях.
Наиболее социально опасная внутренняя позиция «Я— Ты—». Человек считает, что он достоин плохого обращения, но и все другие также заслуживают подобного отношения. Обида трансформируется в равнодушие и безразличие или озлобленность и враждебность к людям, внешнему миру, к самому себе.
Когда мы прощаем обидевшего нас человека, то мы утверждаем в себе позитивную внутреннюю установку «Я+ Ты+». В любом другом случае мы стремимся снова и снова пережить стрессовую ситуацию, чтобы утолить чувство справедливости. Постепенно такое поведение превращается в привычку, мы становимся рабами данной ситуации, ведем себя не свободно, не спонтанно, а полностью подчиняемся принятому когда-то (чаще всего в детстве) ложному решению. Так рождаются страсти.
После обнаружения в себе такого цикличного поведения, после изучения причины его появления, следующим шагом, который рубит корни греха, является прощение своего обидчика. Сделать это очень не просто, особенно когда обида процветала в нашей душе многие годы. Но простить тех, кто вольно или невольно обидел нас, просто необходимо! До тех пор пока жива обида — жив корень; а до тех пор, пока жив корень — дерево греха будет приносить плоды. Может так случиться, что одну и ту же обиду придется прощать много раз, а, может быть, похожую обиду нужно будет прощать различным людям. Главное — не останавливаться, и простить всех, кто когда-либо «задел» вас. Необходимо просить Бога помочь вам простить, исцелить раны, нанесенные обидой. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).
В молитвах перед причастием читаем: «Первее примирися тя опечалившим». Не с одним примирись, не со всем человечеством в целом, а с каждым конкретным человеком, который тебя лично чем-либо обидел. И только после этого подходи к причастию. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). Примириться нужно абсолютно со всеми. Простить незнакомым, знакомым и близким нужно абсолютно все их действия и слова, которые могли ранить вас. Даже то, что сегодня вам кажется несерьезным и незначительным. Например, ваш друг случайно или специально сломал вашу машинку или куклу, когда вам было 4 года. Если вы запомнили эту ситуацию, то, очевидно, она произвела на вас серьезное впечатление тогда, в детстве. Его обязательно нужно за это простить. Откуда вам знать, какая страсть могла вырасти из столь незначительного с точки зрения взрослого события?

Как нужно прощать?

Когда вы будете анализировать свою прошлую жизнь, свои взаимоотношения с людьми, обратите внимание и обозначьте ситуации, в которых вы чувствовали, что с вами обошлись несправедливо. (Сделайте письменные заметки). Затем, сугубо помолившись, испросив Божественной помощи в деле прощения своих обидчиков, произносите вслух:
«Я прощаю___________(называете имя) за то, что
он сделал _________________ (произнесите, в чем он был несправедлив по отношению к вам)».

И так по каждой ситуации. Это очень трудный и длительный процесс, но от чувства обиды не должно остаться и следа. Если вы не чувствуете внутренней готовности простить какого-то человека, можно начать с принятия решения о том, что вы хотите простить. Молитесь и просите Бога помочь вам простить своих обидчиков. Со временем вы сможете молиться об этих людях и даже испытывать чувство благодарности к ним за то, что случилось, за тот новый опыт, который вы пережили. Этот опыт помог вам лучше понять себя, других людей, почувствовать Божественную помощь и поддержку.
Проведите эксперимент: простите все свои обиды, и вы заметите, как ощутимо изменятся ваши повседневные реакции уже на следующий день. Если вы чувствуете, что боль ситуации не уходит, не хватает сил, чтобы простить человека, нужно подумать: а действительно ли вы хотите простить, освободиться от этой обиды, боли? Или же вы уже так сроднились с ней, что вам комфортно и приятно чувствовать себя несчастным и обиженным? Приятно жалеть себя? Смотрите правде в глаза! Если вы хотите быть с Богом, нужно сделать все возможное для того, чтобы простить. Если вам тяжело, принесите эту ситуацию на исповедь и просите Бога помочь вам простить, просите священника, близких вам людей помолиться об этом вместе с вами.

Что значит простить?

А как же быть с убийцами, насильниками, бандитами и т.п.? Как быть с теми, о которых говорят, что они «недостойны прощения»? Их тоже надо простить, как бы это ни было горько и тяжело. Здесь следует пояснить, что означает простить?
Простить - это не значит оправдать, это не значит согласиться. Это не значит, что, то, что случилось, теперь неважно, это даже не значит, что этот человек достоин прощения. А что же это такое? В Евангелии от Матфея читаем: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.8,23-35).
Когда мы обижаемся на человека или осуждаем его, мы внутренне требуем для него наказания. Мы хотим, чтобы он, по крайней мере, подошел и извинился перед нами. Когда мы обижаемся на человека, мы считаем, что он нам что-то должен. Он должен перед нами извиниться, или он должен пострадать за совершенное беззаконие. А лучше и то, и другое.
Так вот, прощение, как в притче (Мф.8,23-25), — это оставление долга. Простить - значить признать, что этот человек лично нам ничего не должен. Он совершил беззаконие, и будет отвечать по закону Божественной (Страшный Суд) или человеческой (уголовный и гражданский суд) справедливости. Но лично нам этот человек ничего не должен, лично нам от него ничего не нужно. Именно про это говорит, как нам кажется, апостол Павел в своем послании к римлянам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12,19-21).
Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед сказал, что простить человека — это значить быть готовым оказаться с ним вместе в Царстве Небесном. Вы можете возмутиться и подумать: «Как же так!? Это же будет несправедливо, чтобы этот убийца попал в Царство Небесное вместе со мной!» Разумеется, «неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9). Но в этом-то все и дело! Нет греха, который бы не был прощен кающемуся человеку, кроме греха хулы на Духа Святого. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12,31). Поэтому, если убийца искренне покается в содеянном перед Богом, то мы должны быть готовы оказаться с ним в Царстве Небесном.
Вспомните благоразумного разбойника, которому хватило всего несколько часов пред смертью, чтобы покаяться. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой оке, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,39-43). Как бы ни оказалось, что человек, которого мы осуждаем, успеет покаяться перед смертью и будет прощен Богом. В этом случае мы сами себе своим осуждением закроем ворота в Царство Небесное. Стоит ли так рисковать?
Еще раз хочется отметить, что прощать надо всех своих обидчиков, какие бы страшные или незначительные злодеяния они не совершили. «Прощайте и прощены будете» (Лк.6,37). «Отче наш, сущий на небесах! ... прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:9,12). Прости нам грехи наши, так же как мы прощаем должникам нашим. Господь готов простить нам все наши согрешения. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32), — говорит апостол Павел. Бог уже простил во Христе Иисусе согрешения наши, но Он не может простить нам грехи, которые мы не прощаем ближним нашим. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2,1).
Старые, забытые обиды иногда сложно вспомнить, но все возможно с Божьей помощью, а новые следует прощать незамедлительно! «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26).


Из книги Константин и Софья Литвиненко «Откуда возникают внутренние проблемы и как их преодолеть? Взгляд православного психолога.»

Реклама
Онлайн курс Повышение самопринятия
Другиня
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 6684
Зарегистрирован: 19 янв 2009, 20:01
Откуда: Москва

Сообщение Другиня » 27 май 2010, 20:22

Наука прощать


Простить - это отказаться от обиды, на которую вы имеете полное право, и предложить тому, кто вас ранил, дружелюбное отношение, которого тот не заслужил.
(Роберт Инрайт, психолог, основатель Международного института прощения)



Когда заходит речь о прощении, большинство рассуждает примерно так: «Мне причинили вред, и я злюсь. А если я пытаюсь сделать вид, что не злюсь – это лицемерие и насилие над собой». Проблема в том, что все мы по-разному представляем себе, что такое прощение.

Одни считают, что прощение – это прерогатива верующих, умеющих «подставить вторую щеку».

Другие путают прощение с примирением. Но примирения не бывает без взаимного желания прийти к согласию. Тогда как прощение – процесс односторонний. Это ваше личное дело, ни от кого не зависящее. И меньше всего оно зависит от ситуации, в которой обидчик начнет просить у вас прощения.

В отличие от религии, наука занялась вопросами прощения относительно недавно. Исследования, посвященные тому, как «работает» прощение, появились только лет 20-25 назад. На их основании можно утверждать:

- Прощение - это поведение, основанное на сознательном выборе.

- Прощение – это процесс, предполагающий реальную работу.

- Позиция «не забуду, не прощу» не очень-то полезна ни для психического здоровья, ни тем более для отношений. О последнем – немного поподробнее.


Прощать полезно для здоровья

В основе прощения лежит альтруизм? – необязательно. Многим просто тяжело жить с камнем за пазухой, им хочется своего рода освобождения. Например, суть психоанализа, или любой психотерапии, в процессе которой приходится часто обращаться к детским воспоминаниям, - в том, чтобы простить своих родителей. И тогда можно прийти к выводу: «Да, мои родители чего-то не понимали, сами страдали проблемами и любили меня как могли. Спасибо им, что дали мне жизнь и направление. Они были такими, какими были».

Прощение освобождает от тупиковой мысли: «Меня навсегда изуродовали, и теперь мою жизнь определяет эта травма». После этого кошмарная или постыдная история детства становится моей личной историей, с ее особенностями, на которых можно строить все остальное. Прощение родителей, равно как и людей из недавнего прошлого, освобождает. Оно означает возможность перестать носить в себе яд обиды и полноценную жизнь в данный момент.

Исследования показывают, что прощать - полезно. Люди, которые прощают, свободнее от проблем с повышенным артериальным давлением и сердцебиениями, у них лучше работает иммунная система, реже возникают депрессии, и они живут дольше. Кроме того, люди, имевшие опыт прощения, сильнее в сфере общения. Они теплее, лучше понимают чувства других и чаще выражают им свои позитивные эмоции. Неудивительно, что эти умения способствуют поддержанию стабильных глубоких отношений. Тогда как всем знакомое состояние мести очень близко к саморазрушительному поведению. «Выколю себе глаз, чтобы у тещи был зять кривой» - подобное желание навредить себе из мести встречается слишком часто.

Ложки вернули, но неприятный осадок остался

Прощение – не договор о перемирии. Конечно, можно торжественно объявить согрешившему супругу: «Я забыла про твою измену, давай жить дальше». Но это не избавит от неприятного осадка – в виде эмоций, которые не желают подчиняться приказаниям ума.

Одной лишь доброй воли для того, чтобы начать процесс прощения оказывается недостаточно. Настоящее прощение – не в том, чтобы забыть о прошлом, а в том, чтобы с ним встретиться. А это болезненно.

Именно поэтому люди часто предпочитают отрезать мучительные воспоминания, тогда как травма остается и продолжает действовать в жизни. Чтобы простить того, кто причинил боль, эту боль надо снова вспомнить и пережить во всей полноте. Это неприятно, но другого способа никто пока еще не придумал.

Работа прощения

Итак, все начинается с решения - но это только начало процесса, который может длиться долго, иногда годами. Готовых рецептов и прогнозов тут нет, но кое-что делать можно и нужно.

1. Для простоты назовем его «Обидчиком». Вы с ним живете, работаете, встречаетесь или давно расстались и хотите избавиться от груза тяжелых чувств, которые пережили по его вине. Вы решили его простить. Совершенно необязательно об этом ему сразу торжественно объявлять, если он не просит прощения. А если просит, можно сказать: «Я постараюсь простить, но на это уйдет время. Сейчас я не могу жить так, как если бы ничего не произошло».

2. Если вы решили простить, это предполагает, что вы согласились не убегать от неприятных чувств, связанных с Обидчиком: от ярости, унижения, обиды или стыда. Для выражения чувств существует множество техник: написание писем, разговоры вслух, психодрама, движения, искусство - можно выбрать то, что вам подходит. Возможно, вам не помешает нейтральный слушатель, будь то специалист или близкий друг. Но если это была тяжелая травма, не стоит начинать такую работу с Обидчиком.

3. Попробуйте понять Обидчика изнутри: что он чувствовал, когда причинил вам боль. Скажем, напишите себе письмо от его имени, где он рассказывает о своих переживаниях. Спросите себя: в каких обстоятельствах вы могли бы поступить так же, как Обидчик? Может быть, вы чем-то с ним похожи?

4. Примите решение его не избегать. Да, это встреча с неприятными чувствами. Но надо не увеличивать дистанцию, а продолжать общаться.

5. Примите решение не говорить о том, какой он мерзавец. Даже про себя, даже в мыслях.

6. Делайте для Обидчика что-нибудь хорошее - не из жалости, не из доброты, а ради себя. Подарите подарок, скажите комплимент, окажите помощь - не потому, что он это заслужил, а без причины.

7. Наконец, запаситесь терпением: все эти советы не работают сразу и автоматически.


Эффект прощения

Люди, которые прощают, описывают свои переживания любопытным образом. В какой-то день они просто неожиданно открывают, что глядят на Обидчика иными глазами, мягче. Хотя многие старые чувства сохраняются, они обретают иное значение, как и воспоминания. Верующие назовут это благодатью, психологи - пиковым переживанием или инсайтом, дело не в словах. Скорее это не мы прощаем, а прощение с нами происходит. Мы только создаем условия, чтобы это с нами произошло.

Исследования говорят, что чем старше человек, тем больше он прощает. Это означает, что односторонней открытости прощения можно учиться. Изменит ли это Обидчика, если он продолжает жить с вами рядом? Чем меньше мы об этом думаем, тем вероятнее это произойдет, хотя никаких гарантий нет. Важнее, что это изменит вас, и это лучший подарок себе - свобода жить без груза прошлого и строить новые отношения.

Михаил Завалов, 12.11.2007

Другиня
Старая гвардия
Старая гвардия
Сообщения: 6684
Зарегистрирован: 19 янв 2009, 20:01
Откуда: Москва

Сообщение Другиня » 02 сен 2010, 19:09

Психология прощения



В браке можно быть только самим собой. Но любой человек, даже самый прекрасный, носит в себе не только свет, но и тьму. Поэтому без прощения брак не может состояться: либо он станет вечной борьбой, либо разводом, иногда - разводом эмоциональным, когда люди живут вместе, стараясь поменьше соприкасаться друг с другом. Так что постоянно ранить друг друга и постоянно прощать - неизбежная реальность жизни вместе.


Мифы о прощении

Иные распространенные представления о прощении, на мой взгляд, неверны, а потому мешают к нему стремиться. Стоит с ними разобраться, чтобы яснее понять, что такое прощение и чем оно не является.

- Простить в силу сознательного решения и выбора просто невозможно, потому что "сердцу не прикажешь". Если в тебе живет обида и горечь, с этим уже ничего не поделаешь. - Это не совсем правда: кое-что тут зависит от воли, от сознательного решения и соответствующего поведения.

- Прощение - это одномоментное событие. - Нет, это не торжественный юридический акт помилования, а процесс. Даже если я однозначно решил простить какой-то поступок другого и сразу объявил ему об этом, при мне остаются тяжелые чувства, которые говорят, что это прощение еще не завершено.

- Простить человека можно только тогда, когда он сам об этом просит. - Тут часто смешивают две разные вещи: прощение и примирение. Примирение, действительно, процесс двусторонний. Но не прощение: только я сам отвечаю за то, что делаю со своей обидой, и в каком-то смысле оно абсолютно не зависит от того, что думает и делает другой человек. И мне совершенно не обязательно дожидаться его "раскаяния". В конце концов, я могу простить давно умершего родителя или человека, с кем больше никогда не встречусь. Разумеется, хорошо, когда прощение становится началом примирения. Но по сути это стремление изменить только самого себя, а не другого.

- Это слабость, которая превращает тебя в тряпку, о которую вытирают ноги. - Нет, прощение требует силы и выражает силу. Больше слабости я нахожу в человеке, который годами коллекционирует обиды, копит в себе горечь и жажду мести. Последний куда больше похож на жертву обстоятельств, чем тот, кто выбрал прощение. Кроме того, простить не значит согласиться с тем, с чем соглашаться невозможно, или одобрить зло.

- Простить - это значит все забыть и жить дальше, как будто ничего не происходило. - Забыть и проигнорировать - это вовсе не прощение. Можно - и порой это лучший вариант поведения - игнорировать какие-то пустяки или забыть о хамстве незнакомца, с которым больше никогда не встретишься. Но чтобы простить, сначала необходимо заново пережить боль и горечь и назвать вещи своими именами. Попытка "забыть" неприятное - это просто бегство от тревоги, которое, как любое бегство, приносит лишь временное облегчение.


Прощение как согласие на несправедливость


В целом большинство людей понимают, что годами носить в себя яд обиды и ненависти противно. Большинство людей предпочитают мир ссоре. Но не все прощают, потому что это дорого стоит. Позиция обиженного имеет свои тайные удобства и преимущества. А прощать - это соприкасаться с болью и идти вразрез с представлением о справедливости. Любая обида означает, что со мной поступили несправедливо (во всяком случае, так мне на данный момент кажется). Она требует восстановления равновесия. "Око за око" - если он так поступил со мной, то и я вправе поступить с ним так-то, он этого заслужил!

Секрет прощения состоит в том, что оно "несправедливо" по определению: можно прощать только там, где мы вправе хранить обиду и возмущаться. А если другой "заслужил" прощение, оно, собственно говоря, и не нужно. Так что начало прощения - это отказ от справедливой мести, отказ от желания причинить боль тому, кто причинил боль тебе.

В браке нет места "правам" и требованиям "справедливости". Мы постоянно причиняем друг другу боль. Вопрос о прощении тут стоит очень остро: жить рядом с тем, на кого обижен, слишком трудно. Так что тут приходится снова и снова принимать решение об отказе от мести.

И тут же мы наталкиваемся на стену: это противоестественно, это почти невозможно, это невыполнимо. А в браке это особенно трагично. Скажем, я могу работать над прощением родителей, с которыми давно не живу, не спеша, годами. А с человеком, с которым я вижусь ежедневно, примириться хочется - и необходимо - прямо сейчас, иначе жизнь кошмарна. Но это не всегда получается. Зато верность обетам помогает не бояться многих вещей, которых мы опасаемся в других взаимоотношениях. Брак заставляет делать шаги в нужную сторону и помогает их делать.


Что зависит от нас?


Исследования психологов показывают, что старые люди прощают чаще и легче - значит, научиться прощать все-таки можно. Хотя в прощении - как и во всех главных делах человека - действует такой парадокс: все зависит только от нас и одновременно самое главное не в наших силах. Другими словами, тут надо делать маленькие конкретные шаги, а в то же время - ждать. Что же мы можем делать в обычной жизни?

Легче начать с малого. Чем быстрее мы начнем избавляться от обиды, тем лучше. Не надо молчать и таить обиды в себе. Тут почти невозможно разобраться, кто на сколько процентов прав или виноват, - да и это ненужно, поскольку тут не судебное заседание. Достаточно факта: я чувствую обиду. И тогда я отвечаю за то, что с этой обидой делаю. Я хочу простить не чтобы изменить другого, но чтобы изменить себя.

Надо выразить свою боль или даже гнев. (В тяжелых случаях слушателем можно сделать постороннего человека.) Прощение не есть сознательная слепота. Говорят, что попытка забыть историю приводит к тому, что та же история будет повторяться снова и снова. Это верно как для жизни народов, так и для жизни людей.

Если другой готов высказаться, его надо внимательно выслушать. И в любом случае нужно попытаться его понять, встать на его место: что он делал, думал, и чувствовал, когда причинил мне боль.

Не надо убегать от другого, хотя его присутствие обостряет боль. Напротив, стоит делать что-то хорошее для него без причины. Даже если эмоционально я не чувствую к этому расположения, а действую "механически", это правильный символ прощения. Оно есть односторонняя открытость, которая не дожидается взаимности. Это мой свободный подарок другому, а тот не обязан этот подарок "заслужить".

После этого остается ждать, помня, что желание простить - это уже прощение. В современной культуре эффективности, скорости и обезболивания, которая предпочитает давать "растворимые" рецепты и не мучиться ни одной лишней секунды, ожидать трудно. Но именно отсутствие гарантий делает прощение - прощением. Это щедрость и риск. Это то, что можно дать только даром, не зная, где в результате окажешься.

И наконец, очень важная вещь, о которой я тут мало пишу просто потому, что выбрал другой фокус. Нужно и самим уметь просить прощения, когда мы неправы. И стоит помнить, что мы ужасающе слепы к тому, какой вклад сами внесли в проблему, и склонны обвинять других. Так устроены все "нормальные" люди в ненормальном мире.


Прощение - это открытие


Кроме повседневных мелких обид в жизни встречаются крайне тяжелые случаи: скажем, измены. При этом, даже если обе стороны искренне хотят примириться, сломано доверие, которое восстанавливается долго. Более того, есть риск, что оно не восстановится вообще: иногда пострадавшая сторона все яснее понимает, что доверять невозможно. Человек и тут может выбрать прощение. Как жить дальше - это второй, отдельный вопрос. После тяжелого кризиса жизнь не может остаться такой же, "как прежде", она обязательно поменяется. Это долгий процесс, но он тоже начинается с решения. Когда и чем он закончится, неизвестно: это уже зависит не только от меня.

А в конечном итоге, когда человеку удается простить, оказывается, что это не акт воли, а неожиданное открытие. Это парадокс: я могу действительно простить в тот самый момент, когда понимаю, что не вправе давать прощения. Потому что я тоже причиняю боль, я тоже способен ранить так, как ранили меня, я столь же убог, как и тот, кого я хотел "благородно" простить. И тогда можно посмотреть на себя самого и на другого новыми глазами.



Хороший мир


Прощение не бегство от конфликтов и сложностей, но движение к любви и свободе. Освобождение от власти прошлого позволяет полноценнее жить в настоящем и строить новые отношения. Это отказ от учета чужих "долгов", от порочного круга, который поддерживает зло - и в семье, и в обществе. Это односторонний шаг, который открывает новые возможности и для другого человека. В хорошем браке оно действует постоянно, это просто атмосфера повседневной жизни, череда маленьких разводов и новых браков с одним и тем же человеком. Оно сложно, но, похоже, никаких альтернатив прощению просто не существует. Оно строит мир в семье - настоящий мир, а не претензию, что "у нас все хорошо", - и учит строить мир за ее пределами.


Михаил Завалов, 24.04.2008

Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 13616
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: О прощении

Сообщение Delfina » 17 фев 2015, 18:28

Сайт "Православие и мир"
Простить — не значит забыть
Марина Филоник | 16 февраля 2015 г.
Можно ли взять и простить? - Психолог и психотерапевт Марина Филоник о механизме прощения

«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи» (митрополит Антоний Сурожский).

Кто-то кричит в отчаянии: «Я никогда этого не прощу!», кто-то почти плачет: «Я так хочу простить, но у меня не получается», а кто-то искренне убежден, что всех простил, особенно, например, потому что сегодня прощеное воскресенье, а сам ходит и излучает обиженность, мучает этим других и свято верит в свое прощение. Невозможно найти человека, который бы никогда в своей жизни не обижался и не обижал. Мы несем в себе много ран и боли, с годами их количество обычно не уменьшается.
Ты же христианин!

На исповеди человек слышит: «Сначала прости, а потом приходи», «Ты же христианин, как ты можешь идти к Богу, если ты не простил брата» и попадает в крайне незавидное положение. Потому что простить волевым актом невозможно. Простить бывает очень трудно – и это важная правда. Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

Если вы честны с собой и осознаете, что с вами происходит, то вы точно знаете – когда болит, сколько себе ни говори «прощаю», легче не становится. А может быть становится еще тяжелее! Усиливается внутренний конфликт между требованием простить и реальной невозможностью это сделать – я должен, а раз я не могу, то кто я после этого!

К обиде добавляется чувство вины, в худших случаях доводящее человека до отчаяния, переживания невозможности обратиться к Богу – «сначала прости, а потом приходи».
Прощение – это не акт, а процесс, причем часто процесс длительный. И важно, пребываем ли мы в этом процессе или мы в застое? Варимся в своих переживаниях, в желании отомстить, наказать, восстановить справедливость, или все-таки находимся на пути к прощению, все-таки хотим освободиться?
Не могу простить – что делать?

Рассмотрим пять важных условий прощения, своего рода подсказок на этом пути, иногда они могут рассматриваться как этапы. Существуют и другие аспекты прощения, в данной статье рассматриваются лишь некоторые из них.

ПЕРВОЕ: честность и осознанность. Правда в том, что я обижаюсь

Митрополит Антоний Сурожский писал о том, что

«Простить – это не значит забыть», простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения».

Для нас здесь важна мысль: простить – не значит забыть.

«Забыть» может оказаться своего рода обманом, потому что иногда правда в том, что другой на самом деле сделал зло.

Иногда важно не стараться забыть об этом, а наоборот, помнить, какая у человека слабость, грех, в ком что неладно, и не искушать его этим, а оберегать его, не подвергать соблазну, давая поводы сделать что-то нехорошее, зная его слабое место.

Может быть, это высокая планка, но в этих словах есть послание, очень весомое для темы прощения: нам не надо заставлять себя думать, будто обидчик – распрекрасный человек. Наше прощение вообще не зависит от его хорошести или плохости. Простим мы или нет – зависит от нас.

В молитве «Отче Наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово для нашей темы сейчас – «должникам» – означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе. Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо, и ты ничего не сделал, ты вообще святой. Это будет неправдой.

Итак, важно видеть правду о другом, но еще важнее честный и осознанный взгляд на себя. Для начала нужно осознать, что я обижаюсь, смочь себе в этом признаться. Если мы свою обиду не видим, это блокирует движение на пути прощения.

Вспоминается одна женщина, которая когда-то сказала удивительную вещь: «Мне тут недавно сказали, что, оказывается, обижаться грех – ну, и я теперь не обижаюсь». Это говорит человек, с которым близким безумно тяжело рядом, потому что она буквально кожей излучает обиду, но совершенно этого не признает. Не признает искренне.

Неосознавание своих чувств, особенно обиды, ведет к широкому вееру психосоматических заболеваний, потому что когда не переживает душа, вместо нее начинает переживать тело. В сознании проблемы нет – для души наступает застой, тупик, потому что ничего невозможно сделать. Вытесненные чувства уходят в тело и в бессознательное и оттуда продолжают давать о себе знать.

Как научиться осознавать свою обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать «стоп-кадр»: «Так, что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику для разбирательств, но важно честно все с собой проговорить.

Верующий человек может проговорить свои чувства или свое непонимание чувств перед лицом Бога. Только не нужно лицемерно читать благообразные молитвы из молитвослова о прощении и неосуждении, если сердце полно в этот момент как раз гневом и осуждением.

Лучше попытаться максимально честно предстать перед Богом таким, какой ты есть сейчас: «Господи, Ты видишь, как сейчас меня наполняет гнев и злость, обида и возмущение. Ты видишь, что я порой даже убить готов был бы этого человека. Но я этого в себе не хочу. И сделать ничего не могу. Ты Сам приди и сделай что-нибудь, потому что я уже просто ничего не могу».

Чем честнее, тем лучше. Господь любит искренних (в русском переводе) сердцем (Пс. 50, 6), не надо думать, что стыдно и неприлично с такими вещами идти к Богу. А с чем еще идти? Всегда только с благодарностью и миром в душе? Но без Него мы ничего не можем – это очень важно признать. Именно в немощи нам особенно нужен Тот, кто может нас преобразить.

В жизни владыки Антония был такой случай: он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим.

Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах. Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать.
ВТОРОЕ: желание простить. Я НЕ помойка. Помойка У меня, и я ее в себе не хочу

В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению.

Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т.п.). Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня). И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше.

Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность. Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида. Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения).

Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

Эта важная установка, когда мы понимаем, что обида – не моя сущность, помогает сделать шаг к освобождению. И в психологическом, и в духовном плане – тоже, потому что не моя обида идет встречаться с Богом, а я, как личность, несу эту свою корзинку, урну – на молитву, на исповедь.

Это спасает от отчаяния, когда человек опускает руки: «Я – помойка, нет мне прощения! Я – такой-сякой!» Но это неправда. Помойка не ходит молиться. Ты, как личность, пойдешь и понесешь свою помойку, молясь об избавлении.

Все мы знаем: «не судите, да не судимы будете». Но никто не думает о том, что не судите и себя в том числе! Ведь как я себя сужу, я так буду и ближнего судить. Если я – помойка, а он еще хуже моего… Порочный круг. Поэтому особенно важно уважительное, ценностное отношению к себе. А как я отношусь к себе, так же и к другим и к Богу – но это тема отдельного разговора.
ТРЕТЬЕ: попытка понять другого. Увидеть дальше своего носа

Третий шаг: старание понять другого, децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, необходимо хотя бы на короткое время оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный и несчастный, все против меня, какой же я страдалец, как мир несправедлив и т.п.

Чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. И очень трудно бывает выйти за пределы своего обиженного состояния и посмотреть на другого, особенно на того, кто вот такие гадости мне делает.

Важное положение, разработанное одной из психотерапевтических школ, довольно успешно работающих с переживанием обиды, звучит следующим образом: за каждой обидой стоит убеждение, что другой может и должен вести себя иначе.

Но если мы попробуем всерьез задуматься о том, почему человек поступил так, а не иначе, подумаем о том, а что с ним было в тот конкретный момент, и будем честными, мы, скорее всего, придем к сомнению, действительно ли человек мог поступить иначе? Поступить так, как мы от него ожидали, исходя из своих собственных о нем представлений, а не из реальных его возможностей?

Как он себя чувствовал в тот конкретный момент, когда обидел нас? Может быть, этому что-то предшествовало? Может, он был объят аффектом, его охватил гнев, и поэтому он стал кричать? Что им двигало? Какая была мотивация? Сознательное желание причинить мне зло или…
Если, например, он говорил в гневе, то каждый, кто сам хотя бы раз говорил в гневе, знает, как сложно бывает остановиться. Недаром есть такое выражение: человека несет. Даже лингвистически получается так, что здесь субъекта не остается (пассивный залог). Мы сами в этом состоянии делаем такое, за что нам потом становится стыдно. И важно бывает обратиться к своему опыту, потому что если мы вспомним о себе похожие моменты, то сможем лучше понимать наших обидчиков.

Если удается осознать, что на самом деле другой не мог повести себя иначе (хотя обычно нам кажется, что, конечно, мог), то почти процентов на 90 обиды уходят. Но учесть мотивы и обстоятельства другого человека, когда нам самим плохо, да еще по его вине – очень сложно.

Вроде очевидно, что если человек не может, то он и не должен. Но мы часто даже не интересуемся, может он или нет. Мы сразу требуем: ты должен, ты не делаешь – я на тебя обижаюсь. Или наоборот, ты делаешь что-то плохое, а должен был делать что-то хорошее – я на тебя обижаюсь. Полезно вспомнить, что мы тоже часто не можем того, чего ждут от нас другие.

Возможно проведение серьезной психологической работы с собой, не обязательно с психологом, когда можно взять какую-то свою обиду и попытаться вглядеться в другого, в того, на кого вы обижаетесь, разобраться с тем, насколько он действительно мог по-другому или должен был поступить по-другому. Сначала бывает очень трудно отойти от убеждения, что другой мог поступить иначе.

Важна кропотливая честность и обращение к своему опыту, когда нам кажется, что мы могли бы иначе. Чаще всего мы сильно преувеличиваем свои возможности, из-за чего впадаем в ложное чувство вины, однако невротическая вина – это не тема данной статьи.

Delfina
Администратор
Администратор
Сообщения: 13616
Зарегистрирован: 18 июн 2008, 16:14
Пол: женский
Откуда: СССР

Re: О прощении

Сообщение Delfina » 17 фев 2015, 18:30

ЧЕТВЕРТОЕ: прощение в контексте вечности. «Не осуди его, Господи!»

На одной из приходских выездных конференций одна из катехизаторов говорила в своем докладе: «прощение естественно, если задуматься о смерти». Конечно, есть правда нашей боли, есть какая-то порой невыносимость, невозможность выдерживать другого человека, столько он зла причинил.

Но если удается задуматься более глубоко, поместить свой взгляд в контекст вечности – не в контекст наших с ним отношений сейчас, а в контекст вечности, когда и он, и я придем к Богу, то …что тогда? Неужели я на пороге вечности скажу Богу: «Ты знаешь, он вот все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с моим сердцем, когда мы окажемся на этом рубеже?

Это такие материи, о которых, конечно, непросто говорить, но в то же время это всерьез важно в нашей теме. Тут открывается особая бытийная правда, если мы можем так посмотреть на тех людей, которые нас обижают.

Здесь может помочь и воспоминание: а было ли у меня что-то хорошее, связанное с этим человеком? Ведь мы чаще всего обижаемся на людей самых близких, на тех, кто нам особенно дорог, и есть свои причины, почему так происходит. Мы обижаемся на тех, кого очень любим, и иногда бывает полезно просто переключение внимания с зацикливания на гадостях на воспоминание чего-то хорошего, что связано с этим человеком.

Такая логика расширения поля зрения очень важна. Потому что в состоянии обиды происходит сильное сужение взгляда. В обиде есть такая зашоренность, человек видит, по сути, только себя и свою боль, а другого как зло. И важно раскрыть глаза, расширить свой взгляд и вспомнить, что да, есть плохое, но вообще-то есть и хорошее.

Из этой расширенной логики легче понять, почему человек так себя вел, что он — не однозначное зло ходячее, так же, как и я – не помойка ходячая. И может быть, такой взгляд еще здесь, в этом мире, поможет нам когда-нибудь, вслед за вл. Антонием, сказать: «Не осуди его, Господи!»
ПЯТОЕ: попытка посмотреть на человека глазами Бога. Встреча с Любовью

Продолжая логику размышлений в духовной плоскости, можно предложить попытаться посмотреть и на обидчика, и на себя – глазами Бога. На практике сделать это бывает непросто, потому что образ Бога у нас нередко серьезно искажен, часто ему приписываются родительские черты: властность, строгость, отстраненность, безразличие. Нередко на терапии, например, можно услышать от клиента: если маме до меня не было дела, и она никогда мной не интересовалась, то Богу уж тем более до меня нет дела.

Здесь мы касаемся важной и трудной темы: искажения образа Бога в нас самих. Часто бывает так: как ко мне родители относились, так, я считаю, относится ко мне Бог. Поэтому это еще большой вопрос, чьими глазами я буду смотреть. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что не всем этот «метод» подходит. Ведь если у меня сильное искажение представлений о Боге, то я не буду ничьими глазами смотреть.

Очевидно, что никто из нас не может сказать, что имеет истинное знание Бога, подлинный Его образ. Но мы призваны к Нему приближаться, Его узнавать. Можно попробовать: в практике молитвенных размышлений, в частности, перед крестом, вспоминая о Христе, Который говорил с креста о прощении, можно попытаться посмотреть на тех, кто нас обидел…

Великая Пятница. Его распинают. Он висит на кресте. Живой Человек. Гвозди в руках и ногах, но еще живо дыхание в груди. Над ним глумятся, издеваются, делят Его одежду. Говорят: если Ты Бог, сойди с креста. Если я стою рядом, то что со мной? Что с моей обидой? Войдя в молитвенное предстояние перед Ним, можно задуматься: как Господь смотрит сейчас на меня, когда я мучаюсь со своей обидой, со своей невозможностью простить и прихожу к Его кресту? Как Он смотрит на моего обидчика? Как Он смотрит на нас вместе? Чего Он хочет для нас, для меня, для него?

Это очень интимные размышления, которые могут происходить глубоко в сердце, в месте таинственной встречи со взглядом Любви. Такой взгляд помогает перенести наши обиды совсем в иное измерение.
***

Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.


Вернуться в «Рецепты, методики и полезная информация»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя