Для понимания сути такого подвига у Вас может возникнуть известная проблема, не решив которой Вы не сможете продвинуться. Дело тут вот в чем: подобное познается подобным. Если Вы не будете причастны Божественному Духу, то как поймете то, что аскеты написали будучи этим Духом просвещаемы?
Вот те самые аскеты в первую очередь укрепляли свой дух, с Божией помощью. Т.е. свой успех полагали в тесной связи с Богом. И на этом незыблемом Основании выкарабкивались из состояния зависимости.
Есть например, такой труд:
https://azbyka.ru/dictionary/01/zarin_pr ... -all.shtml , который все таки нельзя изучать в отрыве от Богообщения. Это для начала, но там и ссылки на других авторов.
Наша природа повреждена, и исцеление возможно только с помощью Того, Кто эту природу создал, т.е. Самого Бога. В данном случае, вполне подходящем для иллюстрации необходимости обращения к Богу в вопросе избавления от любой зависимости, как раз и происходит исправление природного повреждения. Бог помогает человеку стать похожим на того первого Человека, которого Бог сотворил независимым от плоти и инстинктов.
Замечу также, что отдельно проблеме рукоблудия аскеты не уделяли так много внимания, но объединяли эту проблему с другими, по принципу единого происхождения этой и подобных проблем. Например, Иоанн Синайский в своей "Лествице" (лестнице) достаточно подробно описал взаимосвязи между мыслью и плотскими желаниями. Есть в сети.
С другой стороны нет и никакого сомнения, и прямо эта проблема ими рассматривается, но я бы не рекомендовал вырывать эти части аскетических трудов из контекста общей школы, чтобы не терять полноты картины, что важно.
Что касается подробностей, как "включали" или "выключали" механизм, надо заметить, что многие из этих аскетов давали обет безбрачия. У них была одна школа. Другие решали проблему целомудрия и в браке, но трудов таковых не так много, труднее отыскать материал по нашей проблеме.
В общем суть успеха в том заключается, что человек, не желающий давать над собой власть и зависеть от физиологии внимательно прослеживает путь возникновения этой проблемы (см. статью:
https://www.perejit.ru/main/crisis?id=136 ), и далее волевым и умственным усилием, с помощью так называемого трезвения наблюдает за тем, чтобы прекратить это процесс извращения природы в самом зародыше, т.е. на мысленном уровне. Достигается результат продолжительными тренировками, но только с помощью Духа Божьего.
Поскольку проблема решается внутри человека, а не извне, то и внешние факторы не могут служить препятствием для того, кто достиг определенного результата в этом делании. Хотя, для не достигших такая проблема остается, именно поэтому монастырская одежда скрывает, как Вы правильно заметили, половые признаки. Чтобы не "напрягать" ближнего своего.
Последнее обязательное условие может показаться странным и непонятным, но только тем, кто не испытал это на практике. Личный опыт расставляет все на свои места, и не оставляет уже сомнений. Так что только повторю - подобное познается подобным, и нельзя рассуждать о делах Духа Божия, если Вы чужды этого Духа.
Собственно, никому не заказано с этим Духом познакомиться, и приобщиться себе на пользу.